«Надо, Федя, надо»: радио МИР посвящает эфир юбилею Леонида Гайдая
«Надо, Федя, надо»: радио МИР посвящает эфир юбилею Леонида Гайдая
Фото: ТАСС / Малышев Николай

30 января 2023 года Леониду Иовичу Гайдаю исполняется 100 лет со дня рождения — он непревзойденный мастер комедии, чьи фильмы и сегодня с удовольствием смотрят, а цитаты узнают и любят.

Советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный Амурской губернии. 

В 7 лет Гайдай пошел учиться в железнодорожную школу №42. Леонид слыл задирой, хоть и хорошо учился. Также мальчику нравилось читать — он любил Владимира Маяковского, знал его стихи наизусть, выступал с ними со сцены и однажды даже стал победителем конкурса чтецов. 

Первый военный год стал для Гайдая выпускным. Юноша вместе с одноклассниками пришел в военкомат проситься на фронт, однако Леониду, как и его друзьям, отказали из-за несоответствия призывному возрасту. В течение года после окончания школы он работал разнорабочим в Иркутском театре. Также Гайдай успевал смотрел спектакли, изучая драматургию, и одновременно с этим проходить обучение в театральной студии клуба железнодорожников.

Зимой 1942 года Леонида Иовича призвали в армию. В первое время он проходил службу в Монголии, где в его обязанности входило объезжать лошадей и ухаживать за ними. Исправно выполняя долг, юноша все равно рвался участвовать в боевых действиях, поэтому вскоре его отправили на Калининский фронт.

Знаменитый режиссер нередко вспоминал, как это происходило: когда приехали отбирать в действующую армию пополнение, на каждый вопрос военкома он отвечал: «Я!». «Кто в артиллерию?» «Я!», «В разведку?» «Я!», «В кавалерию?» «Я!». Офицер, не выдержав, закричал: «Да подождите вы, Гайдай. Дайте мне огласить весь список!»

Много лет спустя похожий эпизод появился в знаменитой «Операции Ы» Леонида Гайдая в новелле про стройку.

С фронта со второй группой инвалидности режиссер был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре.

Во ВГИК Леонид Гайдай поступил в 1949 году. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы он начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета. У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея.

По окончании ВГИКа, в 1955 году, Гайдай стал режиссером «Мосфильма» и снял совместно с Валентином Невзоровым первую картину «Долгий путь» по мотивам рассказов Владимира Короленко. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром.

В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки.

В Москве Гайдай обратился за помощью к лауреату шести Сталинских премий Ивану Пырьеву. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». 

Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Режиссера на показ не пригласили, поэтому об ажиотаже, который вызвала картина, он не знал до момента, пока не раздался звонок в его дверь — на пороге стоял Сергей Бондарчук с тарелкой в руках. На ней был нарисован Барбос с золотой медалью. И он торжественно вручил ее Леониду со словами «Это тебе первая золотая медаль – лично от меня».

Позже были «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие. Режиссер стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.

Половина из 18 снятых Гайдаем художественных фильмов стала мировой классикой. «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» была удостоена приза «Серебряный дракон Вавеля» на международном фестивале в Кракове. За время проката комедий Гайдая в СССР их посмотрело более трехсот миллионов человек.

Сам Гайдай считал лучшей своей работой картину «Двенадцать стульев», снятую в начале 70-х. Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому, но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел.

Последний фильм, который был снят легендарным режиссером в 1992 году, назывался «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». После этого ему стало очень тяжело работать — не давала покоя легочная эмфизема и вновь открывшаяся старая рана на ноге.

В 1993 году Гайдай был экстренно госпитализирован и врачи не смогли спаси ему жизнь. Причиной смерти назвали тромбоэмболию легочной артерии. Легенде советской эксцентричной комедии было семьдесят лет. Похоронили Леонида Гайдая на Кунцевском кладбище.

В городе Свободный, где родился режиссер, ему поставлен памятник. И расположен монумент рядом с кинотеатром, который также носит имя Леонида Гайдая. В начале двухтысячных в Иркутске появился «Центр российского кино имени Леонида Гайдая».

Память о Гайдае живет в его невероятно смешных, но тонких по содержанию фильмах. Цитатами из кинокартин говорит как минимум половина жителей России и СНГ. К юбилею режиссера телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и компания «Медиалогия» провели опрос и выяснили — какие фразы из лент Гайдая полюбились зрителям больше всего.

Оказалось, в повседневном общении люди разного возраста чаще всего используют фразу «Надо, Федя, надо» из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В течение последнего года это выражение упоминалось почти 49 тысяч раз.

Второе место по числу цитирований заняла фраза «Птичку жалко», сказанная Шуриком в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». За год ее упоминали в соцсетях более 29 тысяч раз.

Замкнуло тройку высказывание царя Ивана Грозного в исполнении Юрия Яковлева из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — «Красота-то какая. Лепота!». В течение года она встречалась в сети более 25,5 тысячи раз.

Также в рейтинг попали фразы «Кто не работает, тот ест!» («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), «Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше» («Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»), «Наши люди в булочную на такси не ездят» («Бриллиантовая рука»), «Все уже украдено до нас» («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть» («Иван Васильевич меняет профессию»), «Дитям — мороженое, его бабе — цветы. Смотри, не перепутай!» («Бриллиантовая рука»). Замкнуло рейтинг выражение «Танцуют все!» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

При проведении исследования респондентам сначала предлагалось назвать фразы из фильмов Гайдая которые они помнят и любят, а затем с помощью системы «Медиалогия» были определены наиболее часто используемые в повседневном сетевом общении цитаты. Опрос проводился в период с 1 января по 31 декабря 2022 года. 

30 января Радио МИР посвящает свой эфир легендарному режиссеру. Слушайте на наших волнах интересные истории из жизни Леонида Гайдая, факты его не всегда простого жизненного пути и, конечно, любимые киноцитаты!

 

Поделиться:
Другие новости
Хорошо звучит!
Радио МИР
0
75
100