Елена Булукова: Наш театр не только для детей, а для всей семьи
Елена Булукова: Наш театр не только для детей, а для всей семьи

Это программа «Живой интерес» на Радио «МИР». Меня зовут Инна Фатеева, я всех приветствую. И сегодня у меня в гостях директор Государственного академического Центрального театра кукол имени Сергея Владимировича Образцова Елена Булукова.

Лена, конечно, когда мы готовились говорить о Дне защиты детей, который мы отмечаем 1 июня, разговоров о том, кого мы хотим пригласить в гости, каких-то споров даже не возникало. Конечно, Театр Сергея Образцова — это бренд, это прямая ассоциация с детьми, с тинейджерами, но и с взрослыми тоже. И обо всем этом очень хочется поговорить с вами. Но давайте все-таки начнем сегодня с детей, если вы не возражаете.

С удовольствием.

Скажите, детская аудитория, зритель-ребенок - это проще или сложнее, чем взрослый?

Мне кажется, сложнее, потому что, говоря о детской аудитории, мы подразумеваем, что он не сам приходит. Мы комплексно обслуживаем всю семью. В этом смысле, конечно, сложнее, потому что спектакль должен быть интересен не только детям, но и родителям, которые их приводят. А, как вы понимаете, оценка их совершенно другая. Мы всегда делаем спектакли для детей, но понимаем, что рядом с ними сидят взрослые, которым точно не должно быть скучно.

Как так можно просчитать реакцию? Знаете, как говорят, реперные точки спектакля. Как здесь ориентироваться тогда?

Во-первых, здесь серьезная подготовка к спектаклям. Говоря о спектаклях для детей, мы не говорим про что-то такое быстро слепленное. Потому что мы делаем спектакль для семейной аудитории и, соответственно, очень тщательно подходим и к сценарию, и к визуализации всех образов. Главное, что взрослый человек, который привел ребенка на спектакль, не должен задремать, ему тоже должно быть интересно. Там включаются какие-то реплики в спектакль, на которые реагируют взрослые. Например, для ребенка эта фраза ничего не значит, а взрослый человек всегда дает реакцию на какие-то такие вещи. Это маленькие небольшие секретики.

Лен, а кто более благодарный зритель, ребенок или взрослый?

Конечно, дети, потому что во время спектакля они реагируют на происходящее. Они начинают подсказывать главному герою. И эта живая реакция детской аудитории, конечно, ни с чем несравнима. Ради вот таких реакций артисты и работают.

А бывали какие-то случаи, что все шло не по сценарию, кто-то выбегал на сцену?

Нет, до такой степени не доходило, все-таки дети воспитанные, с ними взрослые. Да, они вскакивают, подпрыгивают, могут кричать, но это то, к чему наши артисты готовы. Хуже, когда тишина в зале, когда спокойно и как будто ты играешь в пустоту. Это, мне кажется, самый провальный спектакль. Хотя я не думаю, что так бывает, но реакция детей живее и непосредственнее.

Когда спектакль готовится уже к выпуску, почти все готово, на ком вы тестируете вот эти реакции?

У нас всегда есть показ для пап и мам. И если мы делаем для подростков, у нас есть дружественные колледжи, которые приходят и дают обратную реакцию. Но поскольку это старшеклассники, они критически настроенными приходят на предпоказы. Но именно на них мы проверяем реакции. Если там действительно конструктивные замечания, то режиссер всегда с удовольствием слушает именно детей.

Ох, ребенок 21 века, мне кажется, очень непростой товарищ. Мы с Еленой сегодня поговорим обо всем. День защиты детей, 1 июня мы будем отмечать этот праздник. И сегодня у нас в гостях директор театра имени Сергея Образцова Елена Булукова.  Хрупкая, но при этом очень деловая, со стержнем. Но таким и должны быть, наверное, театр, в который ходят, в основном, дети и тинейджеры. Но Лена сразу сказала, как только пришла, что у нас театр еще и для взрослых. Вот для взрослых детей, скажем так. Ведь взрослые, когда приходят к вам, то но они все равно становятся детьми. Это так?

Это правда. Мне кажется, зритель, который приходит на взрослый спектакль, должен быть готов к неожиданностям. Он где-то действительно становится ребенком, несмотря на серьезные темы, которые могут подниматься в спектакле. Он все равно приходит в ожидание чуда и удивления. И мы стараемся не разочаровать своего зрителя. Все наши спектакли для взрослых, как правило, всегда с куклами, потому что мы, прежде всего, Центральный театр кукол, но не являемся исключительно детским. Мы себе позволяем и взрослые спектакли, и какие-то эксперименты, и даже где-то хулиганим.

Можно так сказать, что Театр Образцова — модный театр?

Наши режиссеры этого слова не любят. Слово «модный» для них — это что-то такое сиюминутное. Но я бы хотела сказать, что театр Образцова — это современный театр. И сегодня, мне кажется, мы по всем параметрам соответствуем этому слову. Но скорее не модный, а современный театр. Мы пытаемся быть современными во всех планах. И с актерами мы пытаемся экспериментировать в совершенно разных направлениях - это и мюзикл, это и пластическая лаборатория.

У вас лаборатория Егора Дружинина прошла, да?

Да, прошла с большим успехом. И стало понятно, что это живой формат. И имеет место быть взаимодействие неживой куклы и пластической истории. Стало понятно, что по итогам лаборатории необходимо делать спектакль. И, скорее всего, в следующем сезоне у нас выйдет пластический спектакль с Егором Дружининым в качестве режиссера.

А что значит пластический спектакль? То есть мы будем видеть актеров?

Да, не танцующих, а двигающихся правильно. И самое главное, что этому и кукла подвержена тоже. Я сама не перестаю удивляться возможностям театра кукол. Каждый раз нахожусь в каком-то восхищении и удивлении.

Лена, скажите, 1 июня для вас, наверное, такая особенная точка в году?

Конечно. Мы ежегодно празднуем День детства в нашем парке. В этом году он будет особенно праздноваться, опять же, в парке. Но в связи с тем, что у нас весь год подчинен идее часов, то у нас 1 июня начинается цикл квестов «12 друзей Образцова». То есть персонажи из сказочных домиков спускаются к детям. Это интерактивное мероприятие в парке, квест и все отсюда вытекающее. Поэтому ждем вас у нас в театре.

Театр кукол имени Сергея Образцова - это вообще бренд. Мне кажется, когда говоришь «Театр Сергея Образцова», неважно, где человек живет, в каком городе, это бренд страны. Когда-то Сергей Владимирович Образцов вывел кукольный спектакль на совершенно потрясающий уровень. И спектакль «Необыкновенный концерт» до сих пор в репертуаре. Сколько уже лет?

Уже 78 лет он идет в репертуаре.

Он же даже попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Он есть в книге рекордов Гиннеса, как самый часто играемый спектакль.

И когда-то главную куклу конферансье озвучивал же Зиновий Гердт.

Зиновий Герд, да.

Он принимал участие в этом спектакле?

Нет, он был артистом Театра кукол.

Даже был штатным артистом?

Да, штатным артистом, и играл как раз конферансье Эдуарда Апломбова. Это его звездная роль, и до сих пор он является для нас идеальным конферансье.

Сложно после Гердта, да?

Уже прошло столько поколений актеров, но для нас все равно является звездным образцом, конечно, уровень Зиновия Гердта.

А если говорить про актеров театра кукол, как проводится кастинг? Я видела на вашем сайте, что у вас сейчас объявлен кастинг на вакантные места в труппе. Он проходит так же, как кастинг в обычный драматический театр? Что должен показать актер, который хочет работать в вашей труппе?

14 июня состоится отбор девочки. Нам нужна девочка, актриса. Надеюсь, мы увидим ту идеальную девочку, которая нам нужна.

Что такое идеальная актриса театра Образцового?

Для нас это девочка. Точнее не девочка, а актер. Конечно, к нам приходят не кукольники, но в них должна быть жажда. И хотя бы то, как они берут куклу, уже видно, сможет он с ней работать или нет. Идеальный вариант, когда заканчивают специальный факультет актеров кукольников.

Что должен уметь актер? Он сразу должен с куклой в руках работать?

Показываются все с куклой, дается время подержать ее. Конечно, кто-то хуже, кто-то лучше. Обязательно умение петь, умение двигаться.

Вот, казалось бы, а зачем двигаться, если мы не видим этого актера?

Объясню. У нас есть сложные куклы. И, например, ее ведут четыре человека или пять, или семь.

Это куклы, поправьте, как это правильно сказать, тростевые?

Тростевые, да. И после знаменитого танго из «Необыкновенного концерта», актеры по окончании спектакля иногда показывают открытым способом. Чтобы зрители увидели, какая сложность.

Четыре человека.

Семь человек ведут.

То есть у каждого одна нога, одна рука.

Кто-то держит торс, кто-то головой правильно поворачивает. Это коллективная работа, и важно уметь двигаться как один организм. Это тоже очень важно. Хотелось бы, чтобы человек был поющий, потому что у нас все спектакли очень музыкальные. Если вы обратили внимание, там у нас и поют, и мы профессиональных музыкантов приглашаем. Для мальчиков, конечно, важно, чтобы они были крепкими.

А спрашиваете актеров: «Любите ли вы детей?».

Иногда спрашиваем. Каждый раз по-разному. У нас нет единого сценария кастинга. Все это очень индивидуально. Смотрят наставники, смотрят те, кто давно находится в театре. Смотрит худсовет. А дальше обсуждение, и мы приглашаем в труппу.

Лена, а скажите, пожалуйста, сколько сейчас кукол в труппе театра? Я говорю не про актеров, а именно кукол? На данный момент есть точное количество?

Я, наверное, вам не скажу. Но у нас есть еще музей театра кукол.

Такие уже ветераны, которые не заняты в спектакле?

Особо ценные куклы переходят в музей, потому что сам музей — это наша гордость. И музейная коллекция у нас очень большая. В ней хранятся не только куклы, которые играли в нашем театре. С куклами работали очень выдающиеся разные художники. И куклы, конечно, уникальные. Кроме этого, у нас еще огромное количество привезенных кукол. Сергей Владимирович собирал куклы по всему миру. Куклы у нас представлены более чем из 50-ти стран.

Пополняется же постоянно, да? Есть специальный цех у вас?

Конечно, у нас не цех, а мастерские. В наших мастерских изготавливаются куклы.

Есть, наверное, портнихи? Все как для людей.

Да, конечно. Я бы даже сказала, сложнее, потому что у нас наши мастерские. И, как я уже говорила, изготавливают куклы сами. И каждый раз, когда спектакль уходит, для всего театра - это драма, трагедия. Потому что и для режиссеров, и для актеров, которые играют, и для мастеров, которые изготавливают эти куклы - это огромный ручной труд. И каждая кукла заслуживает, мне кажется, место в нашем музее. В театр кукол не влюбиться невозможно. Это, еще раз повторяюсь, совершенно особый театр, в который ты, придя единожды, влюбляешься на всю жизнь. Точно так же, я надеюсь, и со зрителями происходит. Потому что мы приглашаем одну целевую аудиторию на один показ, а потом обнаруживаем, что они ходят на все спектакли.

Сначала они посмотрели «Три поросенка», потом они уже пришли на «Волшебную лампу Аладдина».

Например, да. А потом пришли, посмотрели Цыганова в спектакле «Я Сергей Образцов».

Вот. Спектакль театра Образцова «Я - Сергей Образцов» гремит буквально по всей стране. И был он поставлен к 90-летию театра.

К юбилею, да.

И главную роль в этом спектакле играет звезда театра и кино Евгений Цыганов. Как возникла эта коллаборация и идея спектакля? И почему именно Евгений Цыганов? Кто еще претендовал на эту роль?

Никто. Мне хотелось к юбилею театра и к юбилею Сергея Владимировича Образцова успеть сделать спектакль. И, как вы знаете, в нашем театре работает режиссером внучка Сергея Владимировича Образцова, Екатерина Михайловна. И обменявшись с ней идеями, Екатерина Михайловна сказала, что у нее есть мысль, о чем должен быть спектакль. Соответственно, уходя в отпуск, она сказала: «Я буду писать сценарий, я знаю, кто должен играть роль». И на этом мы расстались. Летом она написала сценарий, как и обещала. И озвучила, что играть будет Евгений Цыганов. Поскольку он является еще и родственником, каким-то троюродным, наверное, братом Екатерины Михайловны.

Да, то есть он еще и родственник Сергея Владимировича.

Да. И поэтому кандидатура была утверждена.

Без проб.

Без проб, естественно. Он выразил желание и согласие играть в этом спектакле. С сентября пошли уже репетиции. Конечно же, в первое время шли посмотреть на Евгения Цыганова, что он там в театре кукол делает. Но сам спектакль случился и получился. Он настолько актуальный для взрослых и для подростков. Они с огромным удовольствием приходят, потому что там есть над чем подумать. Этот спектакль каждый раз играется по-особенному. Потому что это спектакль благодарности, спектакль признания в любви Сергею Владимировичу Образцову.

Вы когда говорите: «Наши артисты», вы кукол представляете?

Конечно людей.

Потому что мне иногда кажется, что вы говорите и о куклах, так как о людях.

Да. Это когда в руках наших артистов они становятся одним целым. Поэтому здесь невозможно отделить, конечно.

Я вам могу сказать, что на спектакль «Я - Сергей Образцов» попасть невозможно. Здесь есть друзья, которые уже несколько месяцев пытаются это сделать. Это супер аншлаг. И гастрольная география широка у спектакля. Вы побывали уже во многих странах.

В странах нет, но городах — да.

Какие регионы?

Если мы говорим про этот спектакль, мы были и в ХМАУ. Неделю назад вернулись из Екатеринбурга, из Нижнего Тагила.

И тоже везде, наверняка, аншлаги.

Да, и везде аншлаг. По первым отзывам зрителей - они испытывают шок. Они совершенно не ожидали, что это может быть настолько захватывающим. Спектакль вызывает слезы. И для меня, я говорю всегда, после спектакля это самое важное. Ты долго еще о нем думаешь, и остается приятное послевкусие. Он не отпускает сразу.

Я надеюсь, вы пока не собираетесь его снимать с репертуара?

Нет, конечно. Но есть одна особенность. Евгений Цыганов уникальный актер. И с каждым разом мы понимаем, что эта его роль, и, наверное, этот спектакль, завязан именно на нем. Никого дублем не поставить. Никакого другого уже артиста невозможно представить в этой роли. Вот такой у нас тандем случился, и я надеюсь, что Евгений будет в нем играть.

Пока мы все не сходим в театр Образцова и не посмотрим этот спектакль и в Москве, и в других городах.  Потому что театр Образцова гастролирует.

Мы его не часто играем, зависим от графика Евгения Циганова

Да, это понятно, кинозвезда. Лен, я хочу вас спросить о планах на новый сезон. Какие премьеры, может быть, будут? Какие гастроли? Какие вы хотите охватить еще регионы?

Планов громадье. Вот не стесняясь.

Как вы вначале сказали: «Чем дальше, тем больше».

Тем больше, да.

Еще, знаете, перебью. Часы. Вы починили фирменные часы?

Мы в процессе. Давайте начнем с часов.

Зато вы табличку повесили.

Табличка, да.

Наконец-то она появилось.

Наконец-то видно, что это театр Образцова.

Если кто не знает, у театра более 90 лет не было вывески. Потому что и так было понятно, что вот эти часы, которые знают во всей стране. А Елена Булукова это сделала?

Да. То, что мы сдвинули с мертвой точки и эту историю с ремонтом часов, это тоже здорово.

Собираются люди, просто стоят на улице. Я сама это делала. Чтобы посмотреть этот мини-спектакль.

Более того, это было туристической точкой Москвы, и для нас очень важно быстрее ее вернуть. Чтобы люди не забыли, что есть такое чудесное место в Москве, которое тоже стоит посетить и посмотреть.

В новом сезоне планируются какие-то, может быть, еще коллаборации с известными актерами, по примеру спектакля «Я - Сергей Образцов»?

Я уже говорила о пластическом спектакле, который в новом сезоне мы, наверное, будем выпускать с Егором. Дружининым. Кроме того, у нас сейчас, буквально вчера худсоветом принят в работу спектакль с Александром Артемовичем Аннабашьяном. Осенью мы вас удивим спектаклем «Бедные люди» по Достоевскому, тоже с куклами. Александр Артемович будет главным режиссером и художником.

Такой серьезный драматический режиссер. Интересно посмотреть.

Да, и Достоевский, и «Бедные люди».

И это театр «Детский кукол» Сергея Брасцова, вот это очень любопытно.

Ещё раз уберите слово «детский».

Да, но вы понимаете, я не могу убрать сегодня слово «детский». Потому что День защиты детей у нас 1 июня, и все равно детский зритель в вашем театре, он главный. Я хотела вас спросить, почему мамам и папам, бабушкам и дедушкам нужно приходить в ваш театр с детьми? Зачем детям приходить в театр кукол Сергея Образцова, как думаете?

А зачем люди ходят в театр? Я считаю, что дети — это завтрашний зритель серьезных драматических театров. Мы воспитываем как раз детей, приучаем. Закладываем базу, закладываем, мне кажется, вкус. Это очень важно. И семьи, в которых дети ходят в театр, они, конечно, более насмотренные, более начитанные. Мне очень нравится, у нас идет спектакль «Чукоккала». «Наш Чукоккала» — это старый спектакль еще Сергея Владимировича Образцова. Сейчас, наверное, редко встретишь семью, где дети читают Чуковского: «У меня зазвонил телефон». Или, например, «Бармалей»,  «Муха-Цокотуха» и прочее.

И когда я вижу, что совсем маленькие дети проговаривают это все - это очень радует.  Очень греет, что дети по-прежнему воспитываются на книгах, значит, родители им читают. Ребенок приходит и видит визуализацию того, что они читали с родителями. Это здорово. Есть такой мюзикл «Рождественская история». У нас есть такие фанаты, которые скоро разорят своих родителей. Они каждый год ждут начало сезона. И одна из мам говорит: «Мы за сезон ходим шесть раз».

А значит, каждый раз ребенок видит что-то новое. Несмотря на то, что, казалось бы, кукла, и может быть, спектр эмоций не такой, как у актера-человека, но, может быть, и гораздо более широкий. Тем более глазами ребенка.

Конечно.

Спасибо вам большое. У нас сегодня в гостях была Елена Булукова,  директор Государственного академического Центрального театра кукол имени Сергея Владимировича Образцова. А для кого этот театр? Для детей, для подростков, для взрослых, для всех.

Для всей семьи.

Поэтому сегодня у нас разговор был абсолютно про всех. Спасибо вам, Лена, большое, творческих побед.

Спасибо большое.

Меня зовут Инна Фатеева, до встречи на Радио «МИР».

Поделиться:
Другие новости
Хорошо звучит!
Радио МИР
0
75
100