Алена Яковлева: У меня была внутренняя уверенность, что я обязательно буду работать в театре
Алена Яковлева: У меня была внутренняя уверенность, что я обязательно буду работать в театре

Программа «Живой Интерес» на Радио Мир начинается. Меня зовут Инна Фатеева. И сегодня у меня в гостях потрясающая актриса, народная артистка России, ведущая актриса театра «Сатиры» Алена Яковлева. Здравствуйте, Алена.

Добрый-добрый день.

Мы сейчас с вами поговорили уже о том, что мы близнецы. 

Да-да-да. Мы близнецы, и это прекрасно.

Мы любим общаться, и нас, я думаю, никто не остановит.

Нам иногда бывает тяжеловато, потому эти перемены настроения, перескакивания с одной мысли на другую, с одного состояния на другое. Меня моя дочка иногда упрекает даже. Она говорит: «Ты можешь сосредоточиться на чем-то?». Я говорю: «Машенька, мой характер таков, что я могу одномоментно варить суп, писать эссе, разговаривать по телефону, убираться.

При этом все делается четко.

Да. Может быть, это кого-то и раздражает, но я так привыкла . У меня обязательно должна быть многофункциональность.

И с вами же не соскучишься.

Нет, со мной точно не соскучишься. Я не знаю, хорошо это или нет, но со мной точно не соскучишься.

27 марта мы отметили Всемирный день театра. С прошедшим вас. И знаете, кажется, что в детстве все девочки хотят быть актрисами, а мальчики — космонавтами. Но это не про вас?

Вы знаете, нет, я долго определялась. У меня не актерская семья, у меня бабушка актриса, с этого можно начать. Но семья у меня абсолютно не актерская, потому что все было наоборот, не за, а вопреки, меня бабушка таскала бесконечно.

То есть бабушка хотела сделать из вас актрису?

Бабушка очень хотела, чтобы я была актрисой, поскольку она сама театральная актриса и тоже уехавшая на периферию играть героиню. Потому что когда закончила «ГИТИС», она была травести маленького роста, играла в основном мальчиков. И ей сказали, хотите играть героиню, поезжайте на периферию. Она и уехала, Томск, Омск, Улан-Удэ. А в детстве она таскала меня на все кастинги. Раньше как было, просто приходили в школу и я пробовалась. В итоге меня пригласили на главную роль в «Ох уж эта Настя». Но потом сказали – нет, что лучше ее на вторую стервозную подружку. Собственно, этих стервозных же дамочек я потом всю жизнь и играла.

Но стервозных же интереснее играть, чем вот этих пусечек.

Знаете, Маргарит Тэтчер сказала: «Почему-то, когда женщина проявляет характер, про нее говорят - сука. А когда мужчина проявляет характер, про него говорят - хороший парень». Я была всегда очень патриотически настроена. И однажды, поймав в 10 лет бандитов, укравших мотоцикл Паннония, сопроводила их в милицию.

Вы это сделали?

Да, в 10 лет. Все спрятались. А я была абсолютным пионером. Пришла домой и сказала: «Мама, я в милицию сдала бандитов, они украли мотоцикл, а я все время им еще говорила, как вам не стыдно воровать в советской стране».

Подождите, как вы их сдали в милицию?

Я позвонила по телефону, приехала милиция и увидела, что они, мотоцикл Панония, как сейчас помню, на руках несли, они не смогли его завести. Их поймали и посадили машину, а я сопроводила. Придя домой рассказала маме. Она говорит: «Ты что, с ума сошла? Их же выпустят». И мама, и отчим были в крайнем возмущении, говорили, что их же выпустят, и они отомстят. Мама переживала: «Ты обо мне не подумала? То есть ты о себе не подумала? О матери ты хоть подумала?»

А дети ничего же не боятся.

А я сказала, что Родина дороже матери.

Напоминаю, сегодня у нас в гостях актриса театра и кино Алена Яковлева. Ален, как я понимаю, ваш путь в актрисы был непрямым. Вы сначала поступили на факультет журналистики в МГУ.

Я поступила в МГУ на журфак, но 7 сентября тут же пошла в студенческий театр МГУ.

А поступили на журфак, потому что мама захотела?

Мы же жили в Берлине, поскольку отчим был журналист-международник,  это даже не обсуждалось.

Он был журналист, понятно.

Даже не в этом дело, просто я чисто гуманитарий. Во-первых, у меня врожденная грамотность, я абсолютно грамотно пишу. Меня даже отчим просил править статьи ему в девятом-десятом классе. Мало того, я выучила английский, немножко знала немецкий. Впоследствии, я почти выучила испанский. Если там месяц поживу, все вспомню и заговорю хорошо.  То есть я гуманитария, и было решено, что пойду в университет на факультет журналистики, потому что девочки шли на филфак, факультет невест, помните, говорили?

Да, конечно.

Но как-то журналистика меня больше привлекала, и мало того, мне казалось, исходя из моего абсолютного свободолюбия, мне казалось, что это очень независимая профессия. Боже мой, как я ошибалась тогда. А потом мне стало казаться, что актерство это крайне зависимая профессия. Но все эти осознания жизни пришли значительно позже.

Но там же в МГУ знаменитый студенческий театр. И как раз, когда вы учились, там был Роман Виктюк.

Меня это примирило с действительностью, потому что прочитала, что оттуда вышла и Ия Саввина, и Алла Демидова. И я сказала, ну хорошо, я вам устрою, поступить-то поступлю. И я действительно поступила, у меня было 4,5 балла, я сдала почти все экзамены на пятерки, хотя на истории меня пытались валить, и я до сих пор помню. Мне было не так легко поступить. Но тем не менее. И потом я пошла в студенческий театр.  Не только в студенческий театр МГУ, в который меня не взяли, а взяли только в студию при нем, и там я занималась. А еще я пошла в театр, который был организован на факультете журналистики, Артур Зариковский вел его, и я там играла какое-то время, «До третьих Петухов» Шукшина. Помните, пьесу? Я играла дочь Бабы Яги, и мне это дико нравилось. И после первого курса Артур Васильевич сказал, мы поедем на гастроли. Я пришла домой и говорю, вы знаете, ой, отчим мой, ты знаешь, мы поедем на гастроли. И кажется, за это еще и деньги платят. Он сказал: «Ты что, с ума сошла?». И на гастроли я не поехала. Второй курс я еще как-то протянула и поработала на Олимпиаде с переводчицей испанского языка.

И параллельно вы еще учились в Щукинском театре?

Нет. А вот после третьего курса, это уже было окончательное решение. Несмотря на мою невероятную скромную застенчивость и нерешительность, это был первый в моей жизни поступок, который я совершила. Хотя я дико боялась, но желание было настолько сильным, что я действительно поступила. Звезды сошлись. Сложились все обстоятельства, и я собрала все документы, выкрала аттестат.

Из МГУ?

Из МГУ. Потому что я же еще училась на двух дневных год. Четвертый курс там, и год в училище.

Подождите, и стипендии?

Две стипендии получала.

Это круто было!

Было круто, но мне пришлось ее вернуть.

Я хотела сказать, как вам удалось?

Честно скажу, не знаю, как. Я даже подошла к Ясену Николаевичу Засурскому, уже после четвертого курса, и сказала, что поступила в артистки. Он сказал: «Христос вам навстречу». Я говорю: «Хочу закончить факультет журналистики заочно». Зачем, не знаю.

Но закончили?

Закончила, да.

То есть у вас два высших?

Но это уже потом, значительно позже, да. Просто в моей жизни, это так конкретно мне не пригодилось, поскольку я была всегда очень занята театральной и киношной работой.

И о театре, и о кино мы сегодня разговариваем с народной артисткой России Аленой Яковлевой. Алена, вы отучились на журналистике, какую-то часть, отучились в Щуки и сразу попали в Театр сатиры? 

Да. Я не знаю почему, но у меня была внутренняя уверенность, что я обязательно буду работать в театре, хотя ничто этому не способствовало.  Потому что у нас был очень яркий курс. У нас были девочки - все героини, у нас было 12 девочек. Как сказала худрука моя: «Придет 13 Ермоловых - тебя не возьмут.

Это когда вы поступали?

Когда я поступала. Но пришло 12. Я была балластом. И я четыре года проиграла старух комических. То есть я не сыграла ни одной героини. Я когда сделала на третьем курсе отрывок «Идеальный муж» Миссис Чивли, если помните, Людмила Марковна Гурченко играла в кино, то мне сказали, ну, Алена, зачем вам это? Вы же острохарактерная актриса, не надо вам вообще этим заниматься. Я 13 лет в театре «Сатиры» играла Миссис Чивли потом. Поэтому меня не развивали как героинь. То есть такое лицедейство было привито, но оно у меня, в общем-то, в крови. Меня нужно было наоборот, раскручивать.

Но вы когда пришли, вы сразу попали в руки Андрея Миронова?

Нет, я пришла случайно. Но я попала не то, что случайно. Я всегда благодарю Аллу Казанскую, которая на третьем курсе меня встретила, сказала, что они сошли с ума. Там одни старухи. Ты что? Почему они тебя используют в качестве старухи? Придешь в театр, Бог даст, возьмут, там своих старух полно. И она со мной сделала отрывок «Вешние воды» Тургенева, где я как раз играла героиню. И с этим отрывком меня первую взяли в театр с курса. 9 апреля меня взяли в театр. Валентин Николаевич Плучек дал мне сразу две роли.

Это вам Валентин Николаевич Плучек сказал, что Алена у нас тут одни красавцы, поаккуратнее, поосторожнее. Это правда?

Да, да, совершенно верно. Он сказал: «У нас тут все секс-бомбы».

Но там Миронов.

Миронов, Ширвиндт, Державин. Я Валентину Николаевичу сказала: «Валентин Николаевич, я вообще не про это, я про творчество, про искусство». Боже мой, как я ошибалась. 

И вы попали в режиссерский спектакль Миронову?

Андрей Александрович взял меня в пьесу «Тени» Салтыкова-Щедрина. Сказал, что он очень рискует. И он действительно рисковал, потому что я настолько была неподготовлена играть героиню, что я ему сразу сказала: «Давайте я что-нибудь придумаю, давайте я буду хромать». Он мне ответил: «Вы еще нос наклеите». То есть я действительно была крайне неподготовленной, я продиралась какими-то невероятными путями, ходами. И сейчас бы сыграть это, в общем, на раз. А тогда мне было очень трудно. Надо было просто сыграть себя, молодую девушку, в которую все влюбляются. А потом она становится абсолютно роковой жесткой дамой.

Вам сколько было лет тогда?

Двадцать шесть, наверное, мне было. И сыграли мы его пятнадцать раз, этот спектакль, потому что Андрей Александрович ушел из жизни, и это была невероятная трагедия. Андрей Александрович был задействован почти во всех главных ролях. Это и «Горе от ума», и «Бешеные деньги», и «Время в плену».  То есть театр рухнул, просто рухнул. Я при этом присутствовала. И Валентин Николаевич Плучек сказал: «Я делаю ставку на молодежь». И вот тогда он вывел нас, Васильева, Машу Ильину, меня, Карпунину Наташу, вывел на первый план.

Но, как мы знаем, Театр Сатиры, конечно, не рухнул. В этом году сотый юбилейный сезон, и сегодня мы разговариваем с ведущей актрисой Театра Сатиры, народной артисткой России Аленой Яковлевой. И мы говорим Театр Сатиры, подразумеваем Александр Анатольевич Ширвиндт, которого не стало буквально недавно, 15 марта.

Понимаете, Александр Анатольевич был не просто артистом театра, режиссером и художественным руководителем, он, как его звали, пап Шура, он был и мы ощущали, что у нас есть тыл. Когда есть такая знаковая фигура в театре, и притом всеми любимая, всеми известная и всеми почитаемая, то, безусловно, такая фигура держит это все, понимаете? Поэтому молодежь привыкла к такому. Наша молодежь, которая сейчас уже тоже переходит на среднее поколение, хотя у нас много молодых блистательных ребят, блистательных артистов, которых, конечно, нужно подпирать, развивать и ими заниматься. Потому что они, во-первых, достойны этого, во-вторых, действительно, это блестящий театр, с невероятной историей, биографией и намоленными стенами.

Александр Анатольевич уже не был худруком, но он же стал президентом театра в последние несколько лет и постоянно держал руку на пульсе.

Конечно, он уже подустал, скажем так. Он подустал, ему было трудно, тяжело, это вполне естественно. Он не очень хорошо себя чувствовал, конечно.

Но шутил, наверное, всегда, в любом состоянии. 

Про это я даже не обсуждаю, это его способ существования, его природа. Понимаете, это жизнь, и вполне естественно, что, к сожалению, люди уходят. И действительно, эта эпоха театра Сатиры, того театра, она закончилась. Как это ни грустно, ни больно осознавать, но она закончилась. Потому что из тех людей, которые были в том театре, их уже осталось совсем чуть-чуть.

1 октября театру исполняется 100 лет. Алена, что будет?

Я не знаю пока, что будет. Мы готовимся, мы хотим, потому что был бы грех не использовать все те ресурсы, которые у нас есть. Мне кажется, что это должно быть ярко, весело, и, как всегда, мощно. Поскольку театр Сатиры, он уникальный, он единственный в мире, мы всегда об этом говорили. Мы  с моей дочерью Марией Козаковой, актрисой нашего театра, проведем первую экскурсию.

За кулисы?

За кулисы, обязательно. Расскажем про театр, про актеров, про зеркало сцены, про закулисье, как говорят, место лисье, гримерки. То есть мы сделаем такую достаточно объемную экскурсию по театру. Я думаю, это будет интересно, а в дальнейшем это продолжат делать и другие люди.

Очень хочу, чтобы все это состоялось, чтобы все это было радостно, тепло и иронично по-сатировски.

Это и есть сам театр Сатиры, то, что вы сейчас говорите.

Это и есть театр Сатиры, да. Я все время призываю это сохранять. И, знаете, я это увидела в наших молодых ребятах. В каждом из них осталась вот эта частичка Александра Анатольевича. И какая-то трепетность, и трогательность. Одна наша молодая актриса была потрясена. Александр Анатольевич, очень любил вареный лук, шпроты, сырок «Дружба» Он говорил: «Для меня ничего лучше этого нет». И она положила в цветы сырок дружба. Я не знаю, имею ли я право об этом говорить, это ее такое внутреннее состояние, но это настолько трогательно.

Кажется, он оценил бы это.

Да, к нему относились очень трепетно, и разные были периоды, и у каждого свой Ширвиндт. Это мощная структура. Хочется, чтобы все продолжали эту историю. Я очень надеюсь, что так и будет.

Мы продолжаем разговор с Аленой Яковлевой. И я не могу не затронуть тему актерских династий. Потому что у вас вы, ваш папа Юрий Яковлев, ваши братья, это все люди театра. Папа что-нибудь говорил о ваших театральных работах? Ходил на ваши спектакли?

Мы с ним это не обсуждали. Вы знаете, нет, у нас было, во-первых, не принято. Нет, он ходил на мои спектакли, я не могу ничего сказать.

Не критиковал, не комментировал?

Он был в этом смысле человек такой созерцательный больше. И я с ним не могу сказать, что очень много общалась до какого-то момента. Может быть, он где-то не считал возможным что-то говорить.

Вот Машкины, он все дипломные спектакли смотрел. Он ее обожал. К моим, мне кажется, более критически относился внутренне. Может быть, он не очень хотел, чтобы я в артистки пошла, потому что ему нравилось, что я занимаюсь журналистикой, что я учу языки.

И престижно МГУ журналистика.

Престижно, да. Александр Анатольевич тоже говорил, во-первых, она образованная. Так вот, у Юрия Васильевича было свое мнение, но он не всегда старался его высказывать. Потом он был очень мягкий и несовременно не агрессивен. И когда он видел какую-то жесткость на сцене или агрессию, ему это не очень нравилось. И у нас был с ним единственный разговор по поводу моего Теннесси Уильямса, где я играла главную роль Леди «Между светом и тенью». Спектакль достаточно несвойственный театру Сатиры, и поставил его Владимир Еремин. Это был достаточно жесткий спектакль, и он посмотрел и сказал, что она очень жесткая. Я говорю, что поэтому она такая и жесткая, это современно. Женщины, бизнес вумен, они такие и есть. Но мне кажется, ему было это не очень, это не его природа. Я стала доказывать и объяснять, что как раз любовь ее делает мягкой, и любовь ее меняет. И у нас, наверное, это был единственный часовой разговор. Потом он позвонил моей маме, сказал: «Я в шоке». Потому что я его так убеждала. И ему это не очень нравилось. Он только в возрасте приобрел какие-то другие черты. Как говорила моя мама, с ним невозможно было поругаться. На него даже в самых болезненных, жизненных моментах нельзя было обижаться.

Прям не Ипполит совсем. Но он эту роль и не особо любил.

Он вообще не любил эту роль, мне кажется. Говорю ему: «Народ же так обожает». Он говорит: «Я не считаю, что это какое-то вот мое». Во-первых, как любой театральный актер, он больше любил театр, так же, как все мы, театральные артисты.

Но какую-то из своих киноролей все-таки он считал удачной?

Ему очень нравилась «Кин-дза-дза!».

Данелия. Понятно.

Да, «Кин-дза-дза!».

Ни на что не похожий фильм.

Абсолютно. Мало того, там есть не просто роль, там есть рывок вперед и взгляд в будущее. Это такой фильм – предсказание. Поэтому ему нравилось глобальное понимание роли.

Под занавес нашего сегодняшнего разговора, давайте пригласим всех в театр.

Ой, вы знаете, с наслаждением, с удовольствием приходите и в наш театр Сатиры, я приглашаю, потому что театр свой люблю, обожаю, служу в нем почти 40 лет. Очень хочется, чтобы люди приходили и за радостью, и за какими-то переживаниями, и за каким-то осмыслением в наш театр, и чтобы, действительно, они получали удовольствие. Я рекомендую и настаиваю, чтобы вы приходили в наш прекрасный театр Сатиры. Ну и не только в него.

Алена Яковлева, замечательная, потрясающая, душевная, искренняя, открытая. Я долго могу еще говорить. Алена Яковлева была у нас сегодня в гостях. Спасибо большое.

Спасибо большое. Всем здоровья, успехов, удачи и любви к творчеству.

До встречи в театре.

Да.

Спасибо. Анна Фатеева была здесь. Счастливо!





 

Поделиться:
Другие новости
Хорошо звучит!
Радио МИР
0
75
100